Кстати, про планеты-тюрьмы:
Лобо — не пират, а охотник за головами. Но
.
Но полиция, в привычном значении слова, не смогла бы справиться с пиратами. Нет смысла патрулировать бесконечный космос, тормозя корабли и требуя открыть багажник. Негде устраивать обыски и аресты — пираты, как правило, не летают на промысел с тех планет, где их могут схватить. А если корсар и попадёт в руки правосудия, он вряд ли может рассчитывать на адвоката и один звонок. В лучшем случае ему дадут статус военнопленного.
Эффект в борьбе с пиратами может дать только уничтожение их баз и кораблей. То есть ответные рейды. А это уже операции для военных с тяжёлой техникой. Как ни назови их для читателя — космической полицией, милицией или службой безопасности, — по сути это боевой флот. Во многих космооперах герои охотятся на пиратов, в этом замечены и Джей-Ти Марш из «Эхо-взвода», и Хонор Харрингтон у Дэвида Вэбера, и Линзмены у Эдварда «Дока» Смита. Те же самые люди в другое время отражали вторжения инопланетян, подавляли восстания, разоблачали заговоры против власти. То есть исполняли функции армии и госбезопасности, а не полиции.
Чтобы победить пиратов, придётся самому действовать как пират. А что из этого выходит, проверил на своём опыте Тамбу из одноимённой книги Роберта Асприна. Этот герой взял на вооружение лозунг «грабь награбленное» и прославился как величайший охотник на пиратов. Причём побеждённые корсары с удовольствием переходили на его сторону. Флот разросся, и Тамбу пришлось существовать за счёт добровольно-принудительных пожертвований «крышуемых» планет. Результат немного предсказуем: полгалактики платит за защиту от пиратов, а вторая половина платит пиратам — за защиту от Тамбу.
Кто пират, а кто нет, зависит от того, в чьих руках правосудие. С точки зрения любой империи повстанцы и борцы за свободу — это бандформирования, нападающие на представителей закона. Для них взрыв «Звезды смерти» — грандиозный теракт. Да и два государства, ведущие пограничную войну, вполне могут считать друг друга пиратами.
Разыскивается Космополом: Тамбу
Настоящее имя, возможно, Дуайт Эйснер. На курьерском корабле, где он служил, экипаж взбунтовался и убил капитана — пьяного подонка. Оказавшись вне закона, Дуайт с товарищами пошли не в пираты, а в охотники за пиратами, в чём несказанно преуспели. Вскоре загадочный Тамбу командовал огромным флотом, контролировал полгалактики и был заклятым врагом второй половины.
К тому времени как Тамбу достиг вершин власти, все друзья, знавшие его в лицо, погибли. Ему пришлось жертвовать близкими ради успеха, дисциплины во флоте и усмирения враждебных планет. Такова цена превращения в легенду космоса.
Был замечен в: «Тамбу» Роберта Асприна.
Приметы: никто не знает, как он выглядит. Тамбу скрывается даже от соратников и отдаёт приказы по радиосвязи.
Мы благородные пираты!
У пирата в фантастике две основных роли: кровожадное чудовище или Робин Гуд космоса. Нет ничего лучше для публики, чем обаятельный антигерой, стоящий по ту сторону закона, но не лишённый благородства, отваги и хитрости, которых недостаёт его гонителям. Пример Питера Блада заразителен.
Симпатичных пиратов и пираток особенно любят создатели аниме и манги. Первенство здесь принадлежит белобрысому красавцу Кобре, о котором пишут и снимают с 1978 года. Этот мальчишка с внешностью рок-звезды и повадками влюблённого хулигана, вечно окружённый поклонницами, пошёл в пираты явно за порцией адреналина. Как ему удалось преуспеть в этом ремесле — загадка. Вероятно, врагов насмерть поражает его обаяние.
Разыскивается Космополом: Кобра
Судя по способу, которым Кобра скрывался от закона, он большой поклонник фильма «Вспомнить всё». Сделав пластическую операцию, он вдобавок стёр себе память, чтобы никто, даже он сам, не мог раньше времени выдать его новую личину. Может быть, из-за короткой памяти пират и ведёт себя, как подросток. За голову Кобры назначена самая большая награда в Галактике, а он этим хвастается перед девушками.
Рука Кобры способна превращаться в небольшую, но очень мощную пушку. Хотя ему ничто не мешает использовать висящий на поясе бластер, который не выдавал бы знаменитого Кобру при каждой перестрелке. Похоже, ему нравится обращать на себя внимание.
Был замечен в: аниме и манге Cobra: Space Adventure и Cobra the Space Pirate.
Приметы: чертовски хорош собой.
Полная противоположность Кобры — трагический борец за свободу и справедливость, последний рыцарь Земли — капитан Харлок. Подобно капитану Бладу, он галантен, холоден и дерётся за благородные цели. Дело в том, что в его вселенной пришельцы захватили Землю и установили на ней марионеточное правительство, с которым и борется герой. Харлок увешан пиратской атрибутикой, словно металлист, но к корсарам может быть отнесён с большой натяжкой. Скорее он повстанец, нападающий на захватчиков и предателей. На тех же основаниях можно считать пиратом Хана Соло или экипаж «Серенити».
Эмо-пират Харлок заставляет своих жертв рыдать.
Ещё одна особенность космических пиратов в аниме — они совершенно не вписываются в западный образ космического викинга. Это не представители воинственных народов, а земляне-одиночки, у которых нет ни дома, ни флота союзников. Под образ подогнаны и реалии миров: на здешних кораблях можно годами жить, не заправляясь и не запасаясь воздухом. А вооружения и скорости маленького катера хватает, чтобы противостоять целым армадам или хотя бы легко уходить от них.
Взять, например, корабль «Сол Бьянка» из одноимённого аниме: сделанный по давно утерянным технологиям, он обладает непробиваемой бронёй и разгоняется быстрее военных кораблей. Стоит ли удивляться, что с такой посудиной управляется экипаж из пяти девушек, младшей из которых нет ещё и пятнадцати? На «Лексе» команда была и похуже.
Для Робинов Гудов и Питеров Бладов космоса разбой редко становится самоцелью. Они лихо расправляются с вражескими истребителями, но на разграбление целой планеты у них не хватает ни сил, ни жестокости. Чаще всего благородные одиночки — это либо мстители, либо ловкие воры, контрабандисты и наёмники, присвоившие громкое имя «пиратов».
Роджера приятельский оскал
Если космические пираты всё-таки появятся, они явно будут далеки от романтики. Поэтому многим творцам уже не так интересно «предвидеть» будущее, как запустить в космос бриг под «Весёлым Роджером», с экипажем из одноглазых и одноногих головорезов, а капитану приделать крюк вместо руки. И отправить их на Бетельгейзе выкапывать клад. Полный перенос пиратских стереотипов в космос — не редкость. Ни капли реализма — он приносится в жертву главному богу кино: Стильной Картинке.
Наверное, самый характерный пример — мультфильм «Планета сокровищ» студии «Дисней», вольная экранизация «Острова сокровищ». Действительно, в книге Стивенсона острова легко заменяются планетами, а «Испаньола» — космическим кораблём. Но создателям этого показалось мало: звездолёт нарисовали в виде летающей шхуны, а герои гуляют в открытом вакууме, не думая задыхаться. Получилась милая сказка-пародия, в которой космос играет лишь роль антуража.
Настоящему пирату вакуум не помеха! Его парусам и пороху — тоже.
Парусно-вёсельные звездолёты изобрели не в «проклятом Голливуде». У японцев такие посудины летали ещё в «Корабле-призраке» 1961 года, правда, в атмосфере. А в японской ролевой игре Rogue Galaxy можно поиграть за юного пирата, который бороздит вселенную на двухмачтовом паруснике, больше похожем на торговый. Герои носят одежду, стилизованную под XVIII век, и дерутся на саблях. И, конечно, у одного из них повязка на глазу.
Нужно ли собирать все штампы, чтобы сохранить пиратскую романтику? Киру Булычёву это не потребовалось. Главные злодеи серии об Алисе Селезнёвой, Крыс и Весельчак У, могут послужить эталоном космических пиратов, хотя бы в детской фантастике. Они изобретательны, коварны и любопытны. Они не прочь разжиться новой техникой — миелофоном или абсолютным топливом, а наряду с живыми подручными используют роботов. Предусмотрительные пираты не живут годами на корабле: у них есть собственная планета, которую они ещё и сдают другим бандитам как убежище.
Интересно, что методы парочки на удивление гуманны. Если есть шанс добиться своего, не прибегая к насилию, — Весельчак и Крыс обязательно им воспользуются. Они честно пытались купить Говоруна, а в «Миллионе приключений» устроили целое представление, чтобы Алиса и Пашка не догадались о захвате планеты Брастак. Хотя могли бы просто убить. Наверное, себя они видят такими же благородными разбойниками, как Кобра или Тамбу. Только пионеры, сующие нос в их дела, этого не понимают.
Разыскиваются Космополом: Весельчак У и Крыс
Самые опасные преступники Вселенной — по собственному мнению. О Весельчаке У известно мало, да и выглядит он как обычный землянин. Другое дело — Крыс. Он умеет менять внешность способом, неизвестным не только науке, но даже автору, который каждый раз сочиняет новое объяснение. В настоящем виде Крыс напоминает скорпиона. Планета Крокрыс, с которой он происходит, погибла в результате бесконечных войн, так что Крыс — один из последних в роду и очень собой дорожит. Иногда к ним присоединяется мамаша Крыса — Королева пиратов.
Были замечены в: книгах Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой, а также их экранизациях.
Приметы: один — низенький толстяк, другой может выглядеть как угодно. Даже как пылесос.
∗∗∗
Викинги, авантюристы, повстанцы, рабовладельцы, наёмники, контрабандисты, «крыша» для слабых планет — как много названий можно придумать для профессии космического пирата. Будет ли пиратство технически возможным и выгодным, мы не знаем. Но в мирах космических опер для этого требуется только корабль и немного веры в удачу.
Пиратов любят за лихость и отвагу, за то, что они сохраняют старомодную морскую романтику. Но сильнее всего в них привлекает другое. Они понятны и разумны. Слишком уж много развелось в нынешней фантастике безумных фанатиков и безмозглых монстров, которые творят зло без особой причины. А пиратское счастье простое: много денег, большая пушка и весёлая жизнь. И за него они дерутся с храбростью, достойной подражания. С такими джентльменами приятно иметь дело.