Система сброса заключённых
Эта идея не такая уж футуристическая: достаточно вспомнить вполне средневековую тюрьму в замке Орлиное Гнездо, где сидел Тирион Ланнистер из «Игры престолов». Камеры в ней открыты с одной стороны, только выходит это «окошко» прямо на высоченный обрыв. Хочешь — прыгай, не хочешь — живи в неволе. В новейшую эпоху это изобретение довели до ума хозяева «Чистилища» из Mass Effect 2. Каждый заключённый здесь содержался в камере-одиночке, которую можно отстрелить с центрального пульта, оставив беднягу умирать в открытом космосе.
Никогда Тирион ещё не был так близок к провалу
На практике такая система едва ли спасёт тюремщиков. Проблемы с бунтарями обычно начинаются, когда они уже вырвались из камер. Выбрасывать же заключённых, которые сидят тихо, имеет смысл только в крайнем случае. Например, при аварии — тогда камеры послужат спасательными капсулами, а не гробами. Что до пропасти, это и вовсе удобное оружие для крепкого заключённого, который без труда сбросит охранника в бездну. Да и парашют не настолько сложен, чтобы не изобрести его, когда очень хочется жить.
Так что лучше положитесь на старые добрые четыре стены. Пускай горе-беглец сам доковыряется ложкой до пропасти: это сохранит ему жизнь и послужит хорошим уроком.
Тюрьма для волшебников
Первое и основное, что нужно сделать в тюрьме для волшебников, — подавить магию на корню. Этим магические тюрьмы похожи на тюрьмы для суперзлодеев, только делать их легче. Не нужно создавать специальную камеру для каждого заключённого, ведь источник магии, как правило, один на всех. Побочный эффект — охрана, скорее всего, тоже останется без боевых чар. На её счастье, в большинстве миров величайшие маги — выжившие из ума старцы, роковые красавицы готической наружности или бледные юноши со шрамами в форме слова «Избранный». Таких можно повязать и голыми руками.
В Азкабан может запросто угодить и невинный, а сроки, как правило, пожизненные. Вы всё ещё хотите в Хогвартс?
В фэнтезийных мирах маги относятся к сливкам общества, поэтому суровая тюремная обстановка для них становится шоком. Если магическая тюрьма Спеллхолд из игры Baldur’s Gate 2 хотя бы напоминает пансион для тихих сумасшедших, то Азкабан из вселенной Гарри Поттера — место куда более противное. Пленников, судя по фильмам, здесь держат на цепях, в лохмотьях и практически на голых камнях, а до недавних пор их ещё и охраняли дементоры, которые вытягивали из несчастных надежду и сводили с ума. И это, заметим, пожизненное наказание за всего лишь однократное применение любого из запрещённых заклинаний — законы поттеровского мира невероятно жестоки.
Ужасной дырой по местным меркам считается и Холоми, тюрьма из «Лабиринтов Ехо» Макса Фрая. Всего два бассейна на камеру — разве так можно жить?
Как сбежать из тюрьмы будущего
Не обольщайтесь: рано или поздно вас всё-таки свергнут. И если герои, ставшие теперь во главе диктатуры Света и Добра, не прикончат вас в финальной битве, вам придётся поменяться с ними ролями. Можете, конечно, взять пример с патриция Витинари, правителя Анк-Морпорка из «Плоского мира» Терри Пратчетта, который, когда его свергали, запирался в собственной тюрьме изнутри. Но знать, как сбегать из настоящих «неприступных» тюрем, будет нелишним.
Ковыряние ложкой в духе аббата Фариа уже не в моде. Подавляющее большинство побегов в фантастике совершаются силовыми методами. Взорвать дверь и перебить охрану героям чаще всего помогают внешние союзники — так было в «Звёздных войнах», «Звёздном пути» и «Хранителях». Как вариант, внешние силы помогают пленнику лишь освободиться из камеры и оков, а дальше он уже сам применяет навыки, из-за которых угодил в тюрьму особого режима. Так выбралась на свободу Эон Флакс в одноимённом фильме — радиоуправляемые нанобомбы проделали для неё дыру в стене, но с охранниками ей пришлось разбираться самой.
Методы злодеев ничем особо не отличаются: и Магнито в «Людях Икс», и Борис Животное в «Людях в чёрном 3» сперва возвращали свою силу при помощи сообщниц, а потом лихо прокладывали путь на волю по телам.
Путь героя на волю лежит по телам. Как, впрочем, и злодея («Люди в чёрном-3»)
Если друзья не спешат на выручку, помогут другие пленники, всегда готовые поднять бунт. Майлз Форкосиган в романе «Границы вечности» высадился на планету-тюрьму Дагула IV практически голым, а к концу книги стал вожаком всех заключённых. А в фильме «Бегущий человек» власти проглядели, что один из заключённых смахивает на губернатора Калифорнии. Уже в первые десять минут картины герой Арни организовал мятеж, надрал задницы охранникам и сбежал. Учитывая амплуа Шварценеггера, это даже не спойлер.
В худшем случае восставшие заключённые не разбегутся, а надолго захватят власть в колонии. Так, в фильме «Напролом» бунт плавно перерос в захват заложников, переговоры с властями и неизбежный штурм со множеством жертв. Ну а наихудший (для властей) вариант продемонстрировала командор Виктория Харрингтон из романов Дэвида Вебера. Она не просто освободила полмиллиона пленников с планеты-тюрьмы Гадес, но и организовала с их помощью боевой флот, превратив планету в собственный форпост.
В «Стражах галактики» герои разработали хитрый план побега, но в итоге он всё равно вылился в побоище и силовой прорыв на волю
Хитрости, которыми герои пользуются при побеге, стары как мир. И до сих пор работают. С криком «Врача!» они хватаются за живот, чтобы тупой охранник вбежал в камеру и получил удар по затылку. Как вариант, охранника провоцируют на драку, если заключённый мужчина, или заманивают милой улыбкой, если речь о симпатичной героине. А завладевшие хоть одним комплектом униформы герои становятся невидимы для охранников. У постовых, как правило, не возникает вопросов «Где удостоверение?», «Почему форма не по размеру?» и «Не ваши ли физиономии висят на стенде “Их разыскивает Министерство Любви”?».
Чтобы заключённые могли легко попасть на волю, в конструкции любой тюрьмы предусмотрены просторные вентиляционные шахты с удобными ступеньками. Не менее быстрым, хотя и дурно пахнущим, путём к свободе могут стать канализационные тоннели. Только мусоропроводом лучше не пользуйтесь. По нему тоже можно сбежать, но это гораздо опаснее: герои «Звёздных войн» так попали в пресс для отходов.
Отобрав у охранников форму, лучше их сразу прикончить. Иначе за вами будут гнаться очень злые полуголые мужики (кадры из «Звёздных войн» и «Космических яиц»)
Ну а проще всего сбежать из тюрьмы типа «человеческой свалки». Первым делом надо спросить, что в принципе удерживает здесь людей — как правило, это «непреодолимое» естественное препятствие вроде пустыни или кишащих монстрами тоннелей. После этого нужно уйти из плена через пустыню и кишащие монстрами тоннели. Охрана и не подумает мешать вам.
Самые известные такие побеги совершили Максим Каммерер, который в «Обитаемом острове» беспрепятственно уехал с каторги на самоходной ракетной установке (если верить фильму — на ярко-красном танке), и Брюс Уэйн, выпрыгнувший из тюрьмы-колодца в фильме «Тёмный рыцарь: возвращение легенды». В последнем случае лазейка была предусмотрена создателями тюрьмы, только никто другой не сумел ею воспользоваться.
Интереснее другое: как он потом до Готэма добирался?
* * *
Самое удивительное во многих фантастических тюрьмах — то, что они вообще существуют. Жесточайшие меры безопасности, пренебрежение к человеческой жизни, тотальный контроль и суровые законы каким-то образом сочетаются во многих вселенных с… отсутствием смертной казни. Общество строит для своих врагов, мятежников и рецидивистов, сложные тюрьмы с дорогостоящим оборудованием и невыносимыми условиями, лишь бы никого не расстреливать. Почему? Потому что иначе авторы не смогли бы пофантазировать на тему футуристической тюрьмы. И потому, что заключённый — как правило, главный герой, а его казнить нельзя.
Большинство этих тюрем с красочными лазерными решётками, взрывающимися ошейниками и силовыми куполами, скорее всего, так и останутся фантастикой. И это хорошо. Потому что, во-первых, породить их может только озлобленное и испуганное общество. А во-вторых, они ужасно ненадёжны. Тюрьма в фантастике — как ружьё на стене у Чехова: если мы видим её в первом акте, значит, в третьем будет побег.